Налоговое планирование

Тенденция последнего времени в налоговом планировании малого и среднего бизнеса – надежда на «авось» и на трехлетний мораторий на проведение налоговых проверок уже давно себя не оправдывает!

ФНС России с 2012 года наметила четкий план по работе с налогоплательщиками, которого и придерживается. В чем этот план заключается – видеть доходы и расходы каждого налогоплательщика, его активы, не выходя и своих кабинетов.

В ФНС созданы и внедрены различные автоматизированные системы. После внедрения он-лайн касс, практически нет такой информации о налогоплательщике, которой бы не было у налоговиков. Вы вчера поставили на учет в ГИБДД транспортное средство, а сегодня в базе данных налоговиков появилась информация о марке автомобиля, номера двигателя, мощности и др. Организация или физлицо приобретают земельный участок, недвижимость (жилую или не предназначенную для жилья) – данные уже в базе налоговиков. Сменили фамилию, вышли замуж –информация уже в базе данных налоговиков. Помимо сведений, попадающих в базы данных налоговиков, еще и сам налогоплательщик  о себе представляет МАССУ ПОЛЕЗНОЙ информации для налоговиков! см. таблицу «Информационное взаимодействие ФНС с госструктурами»:

 

Вы подаете в налоговый орган любую декларацию, отчет, расчет и у налоговиков появляется право затребовать данные в Вашем банке движение по расчетным счетам. Он-лайн кассы позволяют видеть, какой объем наличных Ваш бизнес «проглатывает».  При подаче деклараций по НДС, мы еще налоговикам предоставляем сведения из книг покупок и продаж. Результаты встречных проверок Ваших контрагентов так же оседают в базах данных налоговиков.

Определить налоговую нагрузку Вашей компании и Ваших основных контрагентов им не составляет труда по нашей бухгалтерской отчетности. Фактически в настоящий момент времени все налогоплательщики являются звеньями одной цепи..

Что остается налоговикам? Собрать нужную информацию, прикинуть сумму возможных доначислений и встреча с налоговиками обеспечена. Если они вышли на выездную – ждите доначислений.

Теперь о налоговом планировании.

Налоговое планирование – это непрерывный процесс, который можно охарактеризовать 5 последовательными этапами:

1-й этап. Анализ существующего порядка налогообложения (построение налоговой модели предприятия). На этом этапе рассчитываем налоговую нагрузку в разрезе налогов.

2-й этап. Определяем  инструменты налогового планирования. Собственно, на данном этапе определяем, КАК будем снижать налоговое бремя – использовать льготы, будем оптимизировать расходы и т.д. Делаем расчеты и сравниваем панируемую нагрузку и той, что была раньше. Готовим несколько вариантов развития событий.

3-й этап. Проводим сравнительный анализ эффективности выбранных вариантов оптимизации налогообложения. Фактически, на данном этапе,  выстаиваем схему и сроки модернизации налоговой модели. Определяем ресурсы, которые нам для этого понадобятся. Готовим ключевых исполнителей к внедрению новой схемы налогового планирования.

4-й этап. Внедрение выбранных эффективных инструментов в организации. Создание форм управленческого учета для контроля внедрения и отслеживания достижимости запланированного  результата.

5-й этап. Адаптирование внедренной  схемы. Анализируем произошедшие изменения, по возможности вносим в схему корректировки.

Налоговое планирование является одной из составляющих частей процесса финансового планирования.

Хочется отметить, что налоговое планирование – это процесс, связанный с достижением намеченных Вами пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта (ликвидность, оборачиваемость, трудоемкость учета и контроля). И этот процесс не является статичным!

Хочется привести мнение одного из наших коллег.  Скоторым мы полностью согласны.

Для эффективной оптимизации налоговой нагрузки необходимо следовать некоторым принципам:

1) Принцип разумности. Разумность означает, что «все хорошо — что в меру». Что-то заплатить придется. Применение грубых налоговых инструментов будет иметь только одно последствие — налоговых санкции и репрессии;

2) Цена вопроса. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

3) Комплексный подход. Выбрав инструмент снижения какого-либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей;

4) Индивидуальный подход. Только зная все тонкости Вашего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя и неразумно!;

5) Юридическая чистота. Уделите внимание документальному оформлению операций, т.к. небрежность в оформлении может привести к применению более сурового порядка налогообложения. И главное подумайте, на чем ОНИ лично Вас могут поймать.

6) Налоговое планирование надо осуществлять не после осуществления какой-либо хозяйственной операции или по истечении налогового периода, а ДО него!!!

Если у Вас возникли проблемы с налоговиками — обращайтесь. Мы сначала решим накопившиеся проблемы, а потом возьмемся за построение налоговой схемы Вашего бизнеса.